ЗВЕЗДА


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МАССОВАЯ ГАЗЕТА ПЕНОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

О редакции Контакты Архив статей Архив номеров
Главная Огонь пямяти   домой написать нам письмо поиск

Если будет полет этот прожит...

20.11.09 (№47)

В прошлых выпусках «Звезды» (№44,45) мы начали публикацию документального рассказа командира поискового отряда «Истина» Юрия Николаевича Тарасова о самолетах, разбившихся в годы Великой Отечественной войны на территории Верхневолжья, а также о большой работе по поиску и восстановлению из небытия имен погибших летчиков. Сегодня – продолжение рассказа.
Теперь о ближайших планах по поиску мест падения самолетов. Говорят: «Если хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих мечтах». И тем не менее. «Штаб 8-й гвардейской бомбардировочной дивизии. Журнал боевых потерь и происшествий. Катастрофа двух самолетов. 31.10.1942. 854 БАП (бомбардировочный авиаполк). Выполняя задание по бомбардировке - уничтожение артиллерии складов и штабов в районе 3 церквей г.Великие Луки, девятка 854 БАП ведущий майор Тюриков по маршруту в районе озера Сиг встретил сплошную облачность, верхняя кромка которой была 400-450 метров. Не зная высоты нижней кромки облаков, майор Тюриков стал пробивать облачность под углом к земле, не рассредоточив девятку. При пробивании облачности экипажи на Н (высота) 50-100 метров вышли. Два экипажа, ведомые звена майора Тюрикова, не успели вывести самолеты из угла планирования и врезались в землю. Остальные 7 экипажей вернулись на свой аэродром. Находясь над облаками, экипажи в 8.20. в районе южнее ст.Лохово, наблюдали два столба дыма, поднявшихся выше облаков, после падения и взрывов самолетов с бомбами. Самолеты разбиты. Экипажи в составе летчиков старшего лейтенантаа Маслова, лейтенанта Шлыкова, стрелков бомбардиров младшего лейтенанта Павлюченко и лейтенанта Мусиенко, стрелков радистов сержанта Гусева и старшего сержанта Шулимова погибли».

«Документы этой катастрофы нам попались давно. В одном из них, место катастрофы названо «....южнее станции Лохово». Сами понимаете, территория обширная, и мы не соотносили это место падения с тем, что нам показал еще один хороший человек, житель деревни Жукопа, Александр Елизаров. Вернее он не показал, а просто начертил палочкой на песке так подробно, с указанием сторон света, номеров кварталов, названиями выделов и их возраста, что не найти было невозможно. Тут же были найдены коленчатый вал двигателя, на силуминовом вкладыше которого (все -таки кое какой опыт у нас появился) мелкими, но хорошо читаемыми цифрами бьш написан номер двигателя. Уже дома, перечитывая архивные записи по самолетам, мы поняли, что это и есть один из самолетов, потерпевших катастрофу тем злосчастным днем 31 октября 1942 года. Это самолет экипажа старшего лейтенанта Маслова Михаила Федоровича. Мы ездили туда дважды в надежде найти хоть что-то от экипажа. Но самолет упал прямо в реку Задорня. Ширина её в этом месте всего 3-4 метра, зато пойма около ста. И по всей этой пойме идет след от самолета. Он представляет собой куски рваной дюрали, мелкие обломки всего того, что когда-то было боевым самолетом, взлетный вес которого составляет 7536 кг. Видимо летчик в последний момент увидел, что земля рядом, и попытался выйти из смертельного пике, поэтому самолет какое то время еще летел, задевая макушки деревьев, которые обивали ему крылья, вспарывали обшивку, крошили остекленный фонарь кабины пилота. Потом рванули топливные баки, заправленные на 1200 километров пути, и около тонны бомб. Ко всем этим сложностям добавилось то, что в реке живут бобры. Уровень воды они держат по своим потребностям, и от этого вся древесно-кустарниковая и травяная растительность расположена от дна в несколько ярусов, что очень сильно осложняет поиск. Прибор показывает наличие металла, но добраться до него целая проблема. В общем, ни одной косточки мы там не нашли. Оставался второй самолет, который по всем документам должен быть от первого на расстоянии около 200 метров. Утрата двух боеспособных самолетов со всем оборудованием, потеря двух экипажей не могла пройти незамеченной у Особого отдела. Допрашивал пилотов Особый отдел НКВД (Наркомата внутренних дел) 293 БАД (бомбардировочной авиадивизии) в лице младшего сержанта госбезопасности Страшкова. В деле есть объяснительные каждого из оставшихся в живых членов экипажей 7-ми самолетов, которые немного разнятся в деталях, но единодушны в одном - между взрывами было около 200 метров. Сейчас я не буду называть человека, который утверждал, что второй самолет лежит в примыкающей к реке делянке. Мы ездили туда втроем еще несколько раз, прочесали две делянки, но следов от второго самолета не нашли. Не нашли и правдивого свидетеля. Правда, был один, царство ему небесное, дядя Юра Шнитников. Но когда я на него вышел, ему было уже не до самолетов. Неужели в этом районе никто больше не ходит по лесу? Лесничие, егери, охотоведы, просто охотники, где ваша профессиональная гордость? Так плохо вы знаете свой лес? Мы, конечно, и дальше будем искать место падения самолета лейтенанта Шлыкова Андрея Андреевича. География мест, где родились члены экипажей самолетов, обширна, захватывает часть территории бывшего СССР. Ленинград, Башкирия, Вологодская, Киевская, Полтавская, Пензенская, Московская области... В документах 854 БАП экипажи числятся ненайденными. В Книгах Памяти в районах, где жили летчики, - пропавшими без вести. Естественно, нет их имен в Книгах памяти ни в Селижаровском, ни в Пеновском районах, где они погибли. «Командиру 751 АП ДД Герою Советского союза м-ру Тихонову. В ночь с 5 на 6 октября 1942 года экипаж ст. политрука Словесник получил задание на боевой вылет на бомбардировку железнодорожного узла Идрица. Пройдя линию фронта в 19.55 на высоте 2700 м обрезал правый мотор. Решили продолжать полет, т.к. мотор опять забрал. После этого я услышал запах горелого масла с бензином, о чем поставил в известность ст. политрука… Он меня спрашивает: «Сколько осталось до цели?». Я ответил, что до цели осталось 7 минут. Командир принял решение продолжать задание. Находясь на боевом курсе ...и в момент сбрасывания бомб, загорелся правый мотор с выхлопом пламени вперед винта, мотор заклинился. С трудом вдвоем развернули самолет и в 20.20 отошли от цели. Вследствие перегрузки левого мотора машина теряла высоту и скорость. Пройдя линию фронта в 20.38 на Н-1100м была обстреляна ЗА(зенитной артиллерией) и ЗП (зенитными пулеметами) противника, на Н-1000 метров в районе линии фронта была обстреляна ЗА и ЗП своих частей. После этого стали решать, что делать. Я предлагал покинуть самолет, т.к. район для посадки самолета и сохранения экипажа не представлял возможности. Ст. политрук говорит: «Смотри хоть речку, будем сажать». Скорость упала до 125 км/час, высота - 600 м. Командир подал команду прыгать, радист и стрелок в 21.10 покинули самолет Я и ст. политрук находились еще на борту самолета. Я его просил покинуть самолет, в ответ получил вторичное приказание прыгать. С высоты 350-380 м я покинул самолет. В 21.15 -21.20 самолет со снижением с курсом 800 пошел к земле. Я приземлился в лесу и последствия приземления самолета не мог наблюдать. 7 км северо-западнее была деревня Манцы.10.10.42. ст.л-т Дзюба». Вы представляете, какие люди были? Вначале на неисправной машине лететь вглубь вражеской территории, отбомбиться по врагу, затем спасти людей, отдав приказ прыгать, сам пытался до последней возможности спасти самолет. Старший политрук до введения единоначалия в Красной армии, приравнивался к командиру полка. Получается, приземлился штурман Дзюба на территории Пеновского района, где-то в районе бывшей деревни Володарское. Где упал самолет с героем, старшим политруком Словесником, неизвестно. Узнаем ли мы это когда-нибудь? До сих пор старший политрук Словесник Аркадий Сергеевич числится пропавшим без вести. Во время войны он был занесен в особые списки политработников, пропавших без вести, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И, наконец, последний вопрос, неизменно вызывающий особый интерес у всех, а особенно у известной части населения. Речь идет о немецких самолётах. Как говорится, жить бы нам так, как думают, что мы живем, наши соседи. Мне скрывать нечего, все видите - ездим с сыном на "дорогих автомобилях, живем в шикарных особняках". Всё на немецкие денежки приобрели.... А если серьезно, отрядом найдены (примерно описанными выше способами) 8 мест падения самолетов фашистской Германии. На двух из них точно есть останки летчиков. Это тоже наша история, а она, как известно, уходит в небытие очень быстро. Также производили раскопки, пытаясь определить марку самолета, его номер, чтобы в конечном счете узнать недобрые имена летчиков, (все самолеты - бомбардировщики Ю-88 и ХЕ -111) которые несли смерть на Пеновскую землю. Затратив определенные усилия и средства, нам, наконец, удалось отправить письмо в Германию. Описав все свои находки на найденных к тому времени немецких самолетах, написали, что найдены останки летчиков. В письмо вложили карты, фотографии медальонов, и так называемых «шильд» (многие знают, это табличка с двигателя, она есть на каждом двигателе, будь он хоть китайский), и стали терпеливо ждать. Нам нужны были только имена членов экипажей этих самолетов. Разочарование наступило, как только пришло письмо из Берлина. В вежливой форме они подтвердили некоторые даты пропаж своих самолетов (письмо, естественно, на немецком языке, и его еще надо было перевести), места падений несколько отличаются от указанных нами. Основной тезис письма: «Присылайте опознавательный знак, иначе разговора не получится». Вообще, это письмо как из другого мира, нас поверг в шок заданный вопрос: «где лежал опознавательный знак (так они называют медальон, что, в общем-то, более правильно) в области головы, груди или в стороне от скелета?». Такое впечатление, что ребята только что родились на белый свет. Не знают, что самолет упал В РОССИИ более 60 лет назад, горящим, при падении взорвался, и дербанить его начали сразу же по прилёту. Один товарищ со станции Сигово рассказывал, что на его глазах нашими зенитками был сбит немецкий самолет, подтверждение этому мы позднее нашли в архиве, и когда «мы прибежали к самолету, его части еще дымились, а немцы, уже раздетые, в одном исподнем лежали». Потом каждый тащил, что мог, всё нужное откручивалось, срубалось и т.д. Копали тоже, естественно, сильно, и находили, кому что нужно. В 90-е годы волна «металлистов» смыла остатки. Мы написали еще раз, теперь уже на русском языке: как же так, геноссе дорогие, может вы не поняли чего-то (первое моё письмо перед отправкой в Германию было переведено на немецкий)? Получаем второе письмо. "Данке шон" за заботу и практически повтор первого письма, только дата другая. Так наша "любовь" и закончилась. Я никого не хочу ни в чем убеждать. Я знаю одного деятеля, счастливого обладателя медальона немецкого летчика, который был убежден в том, что как только он обратится в посольство Германии, ему тут же выдадут 1000 долларов (Евро тогда еще не было), и отправят в двухнедельный круиз по Германии. Ей-богу, это не шутка, такой разговор действительно был. Про Германию что-то не слышно, а вот суки он по-прежнему рубит в охватских лесах. И все-таки полуподпольными путями, (велико было желание вычислить имена членов хоть одного немецкого экипажа) нам выдали информацию. Немецкая сторона, с кем мы вели переписку тут совершенно не при чем... «Бомбардировочная эскадра Тотен Корф (Мертвая голова) базировалась в то время на аэродроме Орша. Командовал ею капитан Отто Кюнке. 21.05 1942г. Ю-88 А-4 из 5 эскадрильи. Сбит в районе Охват. Экипаж: Пилот - унтер-офицер Юзеф Андрис - пропал без вести. Наблюдатель - ефрейтор Вили Мельберг - пропал без вести. Стрелок - обер-ефрейтор Герхард Тиль - пропал без вести. Радист -обер-ефрейтор Херман Леопольд - пропал без вести». Последний раз запрос - обращение в Международный Красный Крест по одному из членов экипажа немецкого самолета был в 1952 году.... Любой желающий может обращаться куда угодно, помня одну вещь. Поиск и раскопка воинских захоронений, (а место падения самолета тоже им является) лицами и организациями на это не уполномоченными, преследуется по закону. Еще раз обращаюсь к жителям и временно проживающим на территории района гражданам. Если Вам что-то точно известно о местах падений советских самолетов, звоните. Контактные телефоны 8-48 -230-32-5-30 и 8-915-724-23-02. Информация, и это главное условие, должна быть достоверной. Сведения агентства ОБС ("одна бабка сказала") не принимаются. Если мы с Вашей помощью вырвем из безвестности хоть один экипаж, это будет нашей общей Победой.

Командир Пеновского поискового отряда "Истина" Юрий ТАРАСОВ

Все права защищены.
©2008 Редакция газеты «Звезда»