ЗВЕЗДА


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МАССОВАЯ ГАЗЕТА ПЕНОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

О редакции Контакты Архив статей Архив номеров
Главная Огонь пямяти   домой написать нам письмо поиск

Если будет полет этот прожит...

06.11.09 (№45)

В прошлом выпуске «Звезды» (№44 от 30.10.09 г.) мы начали публикацию документального рассказа командира поискового отряда «Истина» Юрия Николаевича Тарасова о самолетах, разбившихся в годы Великой Отечественной войны на территории Верхневолжья, а также о большой работе по поиску и восстановлению из небытия имен погибших летчиков. Сегодня – продолжение рассказа.

Продолжение. начало в № 44 На 3-х местах падений найдены номера двигателей, по ним предстоит кропотливая работа в архиве по поиску заветного номера. На 7-ми местах падений советских самолетов, на которых мы были неоднократно, нам никак не удается найти номера двигателей, несмотря на все наши старания. Второе место падения, где были найдены останки летчиков, находится недалеко от Свирских озер. Этот самолет мы «опознали» по номерам двигателей, выбитых на коленчатых валах, которые лежали на месте падения.

«Приказ 8 Гвардейского авиационного полка дальнего действия г.Серпухов: На основании технических актов списать с полка и снять с учета следующие номера самолетов и двигателей: 1.Самолет ИЛ-4 № 082304 с моторами М-88Б № 6248 и № 6457. Основание: акт от 29.4.1943 года. Катастрофа». В тот день в полк не вернулся с боевого задания только один экипаж. «Именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 8 гвардейского АПДД. Не вернулись с боевого задания 29.04.1943 года: 1.Шипулин Константин Дементьевич 1921 г.р. гв. мл.л-т летчик. Место рождения Краснодарский край, Ленинградский р-н, станица Ленинградская. Кадровый. Отец: Шипулин Дементий Панфилович адрес тот же. 2.Волков Михаил Лаврентьевич 1922 г.р. гв.мл.л-т штурман м.р. Ленинград. Жена Горбунова Паня Федоровна г.Чкалов, Пьяновский переулок 6 кв1

3.Лещенко Лука Семенович гв. ст.с-т 1912 г.р. стрелок-радист м.р.Полтавская область В-Богачанский р-н с.Радионовка, жена Лещенко Екатерина Тихоновна адрес тот же.» При дальнейшем поиске в архиве мы выяснили, что этот экипаж вылетел на бомбардировку г.Кенингсберга, но попал над территорией Верхневолжья в аномальные погодные условия. Самолет обледенел, стал неуправляем, произошла катастрофа. Погибли летчик мл.л-т Шипулин Константин Дементьевич и стрелок радист старший сержант Лещенко Лука Семенович. Штурман младший лейтенант Волков Михаил Лаврентьевич видимо вьпрыгнул с парашютом. К сожалению, мы не нашли его рапорта о том полете. Зато нашли его учетную карточку, из которой видно, как он закончил военную службу. «Уволен в запас в марте 1958 года, в звании майора, с должности преподавателя воздушной огневой подготовки Конотопской школы летчиков. Награжден двумя орденами Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны, пятью медалями. Имеет сына Евгения, 1946 года рождения». А останки пилота и стрелка-радиста, пропавших без вести 29 апреля 1943 года, продолжали лежать все эти годы в болоте у Свирских озер. И вот теперь мы торжественно перезахоронили их на братском кладбище в с.Слаутино, установив имена летчиков. А вот их родных найти не удалось. На наши запросы в Краснодарский край и в Полтавскую область пришли стандартные ответы: родственники не проживают. В ту трагическую ночь с 28 на 29 апреля 1943 года погода над Верхневолжьем была ужасной. Нам известно о трех самолетах, потерпевших катастрофы этой ночью. Места падений двух из них мы нашли. Второй самолет упал около Черного озера недалеко от деревни Половы. Осталось только проследить по документам развитие тех событий. Благо сведения сохранились, оставались в живых на тот момент и участники катастрофы. «Боевой приказ 28 апреля 1943 года аэродром Якушево. Кенигсберг– крупный административно-политический и военно-промышленный центр восточной Пруссии. Город прикрыт зенитной артиллерией всех калибров. Погода по маршруту: облачность 7-9 баллов, высота 800 – 1500 метров, местами осадки, видимость 3-6 километров. 42 авиационный полк дальнего действия в ночь с 28 на 29.04.43 года в составе 9 экипажей уничтожает промышленные обьекты в северо-восточной части кенигсберга. Удар нанести 23-00 - 23.20. Бомбардирование – с больших высот. Маршрут цели: исходный пункт маршрута – Осташков - Шелуте – цель – Мигалово – конечный пункт маршрута. Разведчик, он же осветитель цели бомбардирования: экипаж майора Бирюкова. Бомбовая зарядка: фаб - 100 (фугасные) – 5 шт., по 4 шт. заб –100 (замедленные) и по 1 шт. саб - 100 (светящиеся).

Заправка горючим 100%.готовность № 2. в 17-00. Запасные аэродромы: Клин, Калинин, Хотилово, Иваново, Выползово, Липецк, Андреаполь. Вылет на задание моим распоряжением. Донесения предоставить в штаб полка через 20 минут после посадки». По этому документу мы нашли экипаж.. «Материалы аварий, поломок и катастроф. аварийный акт. Самолет ИЛ-4 № 192307 завод №23 выпуск 7.04.43г. моторы м-88 № 6892 (этот номер мы и нашли на детали), и 6929 завод №29 выпущены 29.12.42. и 17.12.42. 1943 год, 28 апреля, 22 часа 40 минут в районе Пено юго-западнее Осташков 35 км, во время боевого вылета на Тильзит с аэродрома Туношное, не долетая линии фронта, после пробития облачности на высоте 6800 метров самолет пошел на нос, после чего не был выведен из пикирования. Экипаж покинул самолет и благополучно приземлился на парашютах. Самолет ударился о землю и сгорел. Предположительно: 1.летчик имел на высоте кислородное голодание, вследствии чего потерял сознание. 2.пробив облака, не был включен обогрев трубки пито, вследствии чего прибор скорости показывал завышенную скорость. Виновники не установлены. Экипаж в составе: Лейтенант Федорченко Валентин Андреевич летчик с 5.11.42 летает на данном типе самолёта. налет 215 часов. Младший лейтенант Кубаткин Василий Иванович штурман с 11.42 года. Сержант Скворцов Иван Александрович стрелок радист». А вот как описывал происшедшее штурман экипажа младший лейтенант Кубаткин в рапорте после своего возвращения в полк. «Командиру 1 авиаэскадрильи 42 полка дальнего действия. В ночь с 28 на 29 04.43 года экипажу летчика Федорченко было дано боевое задание бомбадировать военно-промышленные обьекты германии г.Кенигсберг. За штурмана экипажа был я. В 19.45 произошел вылет, 19.50 легли на курс. До Осташкова полет шел вполне удовлетворительно, все время с набором высоты. Осташков пролетом н-6800, самого города не видел, внизу была 10-ти балльная облачность. Пролетев по расчету времени от Осташкова 8-10 минут, впереди в 20 км увидели облачность 7000, о чем доложили командиру, чтобы с набором высоты пройти сверху облачность и чтобы повнимательней следил за приборами и машиной. Через полторы минуты машина резко начала набирать скорость, до этого скорость была 200-210 км/час. Я не успел даже посмотреть на приборы, как был прижат вверху кабины, машина вошла в отвесное пикирование. скорость была до того велика, что разговаривать было невозможно. К каким-либо действиям я был беспомощен, все время был прижат к астролюку. От перегрузки передние стекла моей кабины начали разлетаться, затем меня два раза перевернуло в кабине, оба люка были открыты без моей помощи, потоком воздуха. Не раздумывая, я выскочил в верхний люк. шланг кислородной маски перекрутил мне голову, и я потерял сознание. Очнулся, когда почувствовал холод, и что лечу. С большой затяжкой раскрыл парашют. Приземлился благополучно, повис на сосне в лесу. Выйдя на дорогу, дошел до деревни Слобода. При приземлении видел в лесу в 1,5 километрах большой пожар. Взрыва не слышал». На следующий день была предпринята попытка найти остатки самолета, но пройти было невозможно: болота, густой лес, озера.

Всего только что прочитанного вы бы никогда не узнали, если бы не другой добрый человек – Алексей Евгеньевич Шорников. Именно он, не считаясь со своим временем, показал нам места падений этих самолетов. Он показал нам и место падения третьего самолета ИЛ-4, недалеко от деревни Ходулино. Не буду утомлять читателя рассказами о поиске номера на этом самолете, все примерно идет по одной схеме. Однако, узнав по архивным документам, что за экипаж здесь погиб, мы решили обратиться к известному своей благотворительной деятельностью предпринимателю Леониду Николаевичу Ещенко, чтобы установить памятник этим летчикам. Он откликнулся, и памятник был поставлен, о чем подробно писала наша районная газета. Это был экипаж с предвоенной подготовкой, который не раз с честью выходил из трудных, смертельно опасных ситуаций. Капитан Виноградов А.К. был награжден Орденом Красная Звезда 7.04.40 г., еще за разгром белофиннов. Орден вручал «Всесоюзный староста» М.И.Калинин 15 мая 1942 года в Кремле. Газета «Правда» за 31 августа 1942 года писала: «Налет на Берлин! Действующая армия. 30 августа (по телефону). Берлин был опоясан зенитным огнем и прожекторами – рассказывает один из участников полета. – Приближаясь к городу, мы заметили, как несколько десятков прожекторов поймали советский самолет и сопровождали его. Вокруг самолета – море огня. Но летчик спокойно и уверенно вел его. Произведя быстрый и умелый маневр, летчик вывел самолет на боевой курс. Через несколько секунд бомбы проложили огневую черту. Следом бомбит другой экипаж. Начались пожары и взрывы Так же хорошо, прицельно бомбили экипажи летчиков Храпова, Клята, Виноградова и других. Старший политрук А.Павлов. Политрук Л.Шершер». Из представления Виноградова А.К. на Орден Ленина: «Русский, рабочий, член ВКПб с 1939 года, в РККА с 1934 года В действующей армии с 22.6.41 года. За период боевой работы совершил 22 дневных и 73 ночных боевых вылета в районы Минск, Смоленск, Псков, Сеща, Орша, Брянск, Орел, Витебск, Щигры, Рамушево, Боровское, Харьков, Полтава, и в глубокий тыл противника Берлин, Кёнинсберг, Будапешт, Варшава ночью в сложных метеоусловиях. Будучи хорошим боевым летчиком, в совершенстве владеющим техникой пилотирования в любых метеоусловиях, он все силы и боевую выучку отдает на дело разгрома ненавистного врага. В 1942 году получил ранение, после выздоровления вновь вернулся в строй. Мужественный мастер летного дела, беспощадный к врагу патриот родной страны, отлично выполняющий любые боевые задания командования по разгрому немецко-фашистских полчищ. Достоин награждения Орденом Ленина» .\7\ Под документом стоит резюме «Достоин», подпись Командующего авиацией Дальнего действия генерал- лейтенанта Голованова, и дата 30.11. 42 года. К тому времени капитана Виноградова А.К.не было на свете уже 27 дней. Второй член экипажа капитан Телеш Ф.С был тоже далеко не новичок в боях. За отличную боевую работу он был удостоен 11.9.41 ордена Красная Звезда, 20.6.42 ордена Красное Знамя. 1.10.1942 года отважный штурман был представлен к очередной высокой награде, ордену Отечественной войны 1 степени. Эту награду он получить не успел. Про третьего члена экипажа лейтенанта Мулл И.К мы не узнали ничего. Ясно только то, что он как-то случайно оказался в составе экипажа, где основным стрелком радистом был Зарицкий П.Я.

Командир Пеновского поискового отряда "Истина" Юрий ТАРАСОВ Фото из архива автора Продолжение следует.

Все права защищены.
©2008 Редакция газеты «Звезда»