ЗВЕЗДА


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МАССОВАЯ ГАЗЕТА ПЕНОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

О редакции Контакты Архив статей Архив номеров
Главная Люди   домой написать нам письмо поиск

«Поезд мчится, рельсы гнутся…»

05.08.11

Эта строчка из старой частушки почему-то всплыла непроизвольно в памяти, когда я получила задание подготовить в очередной номер нашей «Звезды» материал ко Дню железнодорожника, который отмечается в первое воскресенье августа. Смех смехом, а в частушке доля истины все же есть: рельсы действительно гнутся (в основном, под воздействием температуры воздуха), а это очень небезопасно для движущихся по ним поездов. Но есть в железнодорожной отрасли люди, главной задачей которых как раз-таки и является обеспечение безопасности движения составов по стальным магистралям. Это бригады путейцев, в чьих руках, в буквальном смысле, рельсы и шпалы.

Трудно предположить, как сложилась бы судьба мужской линии рода Базановых из поселка Охват, если бы в начале прошлого века не протянулась через наши края железнодорожная ветка. Она-то и положила начало целой железнодорожной династии. Виктор Лаврентьевич Базанов с 1942 по 1982 годы трудился на пути дорожным мастером. Двое из троих его сыновей дело продолжили: Юрий в настоящее время мастер участка Соблаго-Пено, Владимир – старший дорожный мастер 4-го участка Великолукской дистанции пути. Железнодорожник в третьем поколении Сергей Владимирович Базанов на мой вопрос о том, чтобы он делал, не будь в любимом Охвате, который он не променяет ни на какие прелести мира, железной дороги, призадумался сначала, а потом, не найдя ответа, пожал плечами. Вырасти в семье потомственного железнодорожника и не пойти по стопам отца и деда было бы как-то неестественно, наверное. Хотя сбрасывать со счетов лес – второго «кита», на котором, как и на первом – железной дороге – держался и развивался родной поселок, тоже не стоит. В лесной сфере трудились мать и дядя Сергея, но лес был близок и понятен ему не только поэтому. Другой дед (по материнской линии) – заядлый охотник, пристрастил к любимому занятию и внука, который с малолетства проводил у него каждое лето. С тех пор охота для Сергея – любимое увлечение, сочетающее приятное с полезным (С.Базанов возглавляет охватский первичный коллектив районного общества охотников и рыболовов), правда, времени на него по мере роста в профессии все меньше остается. А железная дорога – любовь и боль одна на всю жизнь. Сюда Сергей пришел в 93 году рядовым путейцем, отпустив в свободный полет мечту о спортивном факультете Тверского госуниверситета, куда собрался поступать, получив аттестат зрелости. Но человек, как говорится, предполагает, а бог располагает (экзамены помешало сдать банальное пищевое отравление) – на запасных путях интересного спортивного парня ждал под парами другой поезд, как оказалось в дальнейшем – главный… Сергей вернулся домой, до призыва в армию оставалось чуть меньше года, и мысли о поступлении в учебное заведение пришлось оставить до срока. Первый опыт работы на железной дороге в наложении на впечатления детства оставил в душе твердую уверенность в правильности выбора. Отслужив положенное время, Сергей продолжил дело отца и деда. Закончил дорожно-техническую школу в Бологом, и в 99-ом уже возглавил бригаду. В настоящее время он дорожный мастер, в ведении которого 25-километровый участок стального полотна. Параллельно получает высшее образование в Санкт-Петербургском университете путей сообщения. Если подсчитать общий трудовой стаж рода Базановых-железнодорожников, цифра получается солидная – почти 120 лет. Треть, 80 лет, принадлежит основателю династии В.Л.Базанову и его сыну. Оба отработали в хозяйстве пути по 40 лет. Владимир Викторович и по сей день продолжает трудиться, будучи уже на заслуженном отдыхе. К слову, в преддверии профессионального праздника он награжден отраслевым почетным знаком «За заслуги в хозяйстве пути». Третий год на железной дороге супруга Сергея: переманил он свою Татьяну из лесной отрасли главным козырем – железная дорога во все, даже самые смутные времена отличалась стабильностью и наличием социальных гарантий для работников, что, согласитесь, имеет значение для любого человека, а для сельской семьи с детьми и подавно. Татьяна – сигналист, ее основная обязанность – обеспечение безопасности работающей на путях бригады. Так что День железнодорожника для Базановых – праздник семейный, с которым мы их, а также всех, чья жизнь связана со стальной магистралью, искренне поздравляем!

Валентина НИКАНОРОВА

Все права защищены.
©2008 Редакция газеты «Звезда»