Менее полугода остаётся до перевода муниципального здравоохранения на областной уровень. О том, что уже сделано в этом направлении, какие проблемы ещё остались и что необходимо предпринять, чтобы решить их в оставшееся до 1 января 2012 года время, какова роль в этом процессе местного самоуправления, шла речь на очередном заседании Совета руководителей представительных органов местного самоуправления Тверской области.
В настоящее время именно на муниципальное здравоохранение приходится основной объём работы по обеспечению государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению области. В соответствии с Федеральным законом № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2012 года все муниципальные больницы, поликлиники, диспансеры и другие лечебные учреждения должны перейти в ведение субъекта Федерации, а именно — департамента здравоохранения Тверской области. Оставаясь государственными, они переводятся в режим самоуправления и наделяются оперативно-хозяйственной самостоятельностью по всем вопросам долгосрочного планирования и текущего управления.
– Такой переход позволит учреждениям самим управлять своими финансами, ведь теперь они будут финансироваться из одного источника – областного ФОМСа, – отметила заместитель губернатора Светлана Вержбицкая. – Распределять средства на нужды больницы будут главные врачи.
Председатель Законодательного Собрания Тверской области, координатор проекта «Качество жизни. Здоровье» Андрей Епишин подтвердил преемственность при переходе муниципальных учреждений здравоохранения в управление субъекта Федерации. «Ответственно хочу подчеркнуть, что никакого уменьшения финансирования лечебных учреждений по сравнению с прошлым годом не будет. Кроме того, считаю, что обязательно должно учитываться мнение муниципалитетов и при решении кадровых вопросов в сфере здравоохранения»,— сказал спикер областного парламента.
По его словам, в период реформирования особенно важно поддерживать «обратную связь» с органами местного самоуправления. Не определив круг первоочередных задач, на которые нужно обратить особое внимание, будет сложно их решать, тем более, что времени на это остаётся мало.
О самих этих проблемах откровенно говорили представители муниципалитетов. Часть из них требует решения в «точечном режиме» (например, в Удомле, где сельское население обслуживается в медучреждении федерального подчинения). Другие же вопросы волнуют многих. Это будущее коек сестринского ухода, фельдшерско-акушерских пунктов, муниципальных аптек. Большую озабоченность вызывает и состояние зданий, где располагаются лечебные учреждения: многие из них нуждаются в капитальном ремонте, обновлении медицинского оборудования.
Так, председатель Ржевской городской Думы Юрий Винокуров подробно остановился для типичной для ряда муниципалитетов проблеме кредиторской задолженности учреждений здравоохранения. Для Ржевской ЦРБ она уже сейчас составляет около 12 миллионов рублей, и меньше не становится. Требуются решения и по платежам за услуги ЖКХ. Он отметил также, что, безусловно, в последнее время материальная база сферы здравоохранения Ржевского района ощутимо укрепилась, однако району требуется и несколько новых объектов здравоохранения.
Михаил Тузов, председатель Собрания депутатов Осташковского района, обозначил достаточно характерную для большинства муниципалитетов проблему недостаточной комплектации учреждений здравоохранения кадрами. Так, в Осташкове на 10 тысяч населения приходится менее 30 узких врачей-специалистов. В то же время муниципалитет не снимает с себя ответственность по решению кадровой проблемы и готов взять на себя определённые обязательства. В целом же Михаил Тузов положительно охарактеризовал готовящиеся перемены: оптимизация системы здравоохранения назрела давно, а смена организационных форм — для населения вопрос не самый актуальный. Ведь главное – не в чьём подчинении находится медучреждение, а как оно выполняет свою прямую задачу – лечит людей.
Председатель Торжокской городской Думы Борис Добродумов в своём выступлении отметил несколько «проблемных точек», которые вызывают определённую тревогу у местных властей. В частности, передача имущества от одного владельца другому всегда сопровождается определёнными разногласиями, которые нужно оперативно и справедливо урегулировать. Также следует более открыто и широко обсуждать все аспекты предстоящего реформирования, думать не только о текущем моменте, но и о перспективе, о тех последствиях, которые могут наступить, если принимать решения поспешно, без учёта уже имеющегося опыта реформирования в других сферах.
Подводя итоги заседания, Андрей Епишин отметил, что встреча была очень продуктивной: «Мы выслушали подробные выступления руководителей здравоохранения области и представителей муниципалитетов, а также обсудили все поступившие в ходе заседания вопросы. В результате состоявшегося диалога мы убедились, что каких-либо принципиальных разногласий в связи с происходящим процессом реформирования здравоохранения в Тверской области нет. Уверен, что главная задача модернизации — повышение качества предоставляемой населению медицинской помощи — будет выполнена».